Источники и причалы  


За кулисами «Детей серого ветра» - 2

Для меня всё началось в 2016-м году, когда мне прислали на почитать кусок текста, о котором я высказалась положительно, присовокупив совет «надо работать». А в 2018-м мне кинули ссылку на СамИздат, где выкладывались главы романа, выросшего из того черновика. Я начала — и поняла, что «моё». И «хочу ещё»…

И черновик, и ссылку присылала одна и та же персона, именовавшая себя «соавтором». Как «соавтора» я её долгое время и воспринимала. Ничего необычного в таком сотрудничестве не было, есть тандемы постоянные, есть временные, но в любом случае «соавторство» — это совместная работа двух людей над одним текстом. Как именно они делят свои обязанности, решают они сами, но обязанности эти распределены, а участие их обоих длится до сдачи рукописи минимум.

Рассказать приятелю анекдот, из сюжета которого тот сделает пьесу, это не соавторство. Дать на сетевой конкурс тему с кучей условий, это не соавторство. Придумать просто так или в своём произведении персонажа, который станет персонажем в романе, написанным другим, это тоже не соавторство. Соавторство это постоянная совместная работа, направленная на создание теста. Поэтому консультации в процессе или редактирование после написания, соавторством не являются.

Почему я подробно перечисляю столь очевидные вещи, которые понятны как бы всем? Потому что меня на них поймали. Старый трюк: чем наглее, беспардоннее и необоснованнее ложь, тем сложнее осознать, что тебе наврали. Так биологические отцы любят представлять себя гениальными воспитателями детей, участие в судьбе которых сводится к паре фрикций и подаренной пирамидке.

Невесёлая история написания «Детей серого ветра» прямо связана с этим расщеплением. На словах там было два «соавтора». На деле была заказчица и была исполнительница. Причём если исполнительница заказа создавала текст романа, заказчица преследовала совершенно другие цели. В первую очередь это даже не причастность к литературному произведению, за которое она с удовольствием получала комплименты и благодарности (но отчего же не понежиться в лучах славы, если выпал случай!)

Самая близкую аналогию я нашла как раз в описании семейных отношений: это банальное эмоциональное обслуживание. Антирезультативное, деструктивное, выматывающее, неуместное, мешающее работать и просто жить эмоциональное обслуживание.

Через пару месяцев, походя, без запроса, мне открыли имя «соавтора». Я уважала эту анонимность, но видимо, я стала нужна для более тесной работы — и была приобщена к тайне. Стало понятно, почему мне так понравился стиль романа и его мотивы. Но понадобилось ещё какое-то время этих странных игр, прежде чем я более-менее разобралась, кто тут пашет, а кто пляшет на чужих головах. И не делает больше ничего.

(c) Russell D. Jones


≪≪≪ ИСТОЧНИКИ И ПРИЧАЛЫ