Источники и причалы  


За кулисами «Детей серого ветра» - 20

Вёрстка

Большой объём накладывал ряд условий, которые необходимо было учесть, чтобы не нажить проблем ни при печати, ни в напечатанном виде. Для меня было важно и нужно, чтобы книги представляли собой не просто листы с буквами, но чтобы и страницы сами по себе выглядели пристойно, и чтобы книги было удобно читать. Минимум, это уважительно по отношению к себе самому — если взялся делать, делай пристойно. И это уважительно к самому тексту книги, и к автору, и ко всем, кто автору помогал. И ещё это безопасно — делать грамотно. Повторюсь — чем корректнее сделан макет, тем надёжнее эта эпопея имела шанс завершиться.

Когда сложилось так, что от услуг «Ридеро» было решено отказаться, из тех, кто участвовал в этом обсуждении, я оказался единственным, кто умел верстать, ну «так получилось». С моей точки зрения, это было правильным, взяться и за эту работу на прежних своих условиях — не за деньги. И в этом случае это уже было моей инициативой — «Я не богат, но могу себе позволить сверстать две тысячи семьсот восемьдесят четыре страницы бесплатно…» :)

Самая большая сложность, пожалуй, выскочила в третьей книге :) После вёрстки основного текста осталось примерно полтора десятка пустых страниц. Вопрос — чем заполнять? И не менее важный вопрос — за счёт КОГО заполнять? Вариантов было два: или обращаться к «исполнительнице» за добавкой, или выкручиваться самому. В силу знания истории создания текста, предпочёл второе :) Просить у человека, который и так объелся всем этим выше маковки, ещё текста на десяток с лишним страниц, выглядело для меня несколько… э… излишним, скажем так. Логика же построения макета позволяла мне попробовать некоторые ходы. Опуская подробности, и это удалось :) Вопросы у «фокус-группы» к последним страницам были, но, во-первых, это были, на мой взгляд, именно субъективные моменты, суть, «дело вкуса», а во-вторых, на мой же взгляд, в печатном виде всё выглядит и логично, и на своих местах. Хорошо, пусть будет и в-третьих — макет мой, я и установил правила вёрстки :).
дизайнер

Что касается самой вёрстки и её сложностей… Я знаю, осмысленно мало кто замечает подобное, если замечает вообще. Но на удобство чтения и на сам вид книги макет влияет.

…Для надёжности я взял один из популярных и рекомендуемых книжных форматов (это я про размер бумаги). Но при этом нужно было учесть, что для мелких тиражей формат бумаги у типографий может гулять, поэтому в макет я сразу закладывал возможные люфты по высоте и ширине бумаги, чтобы при обрезке под разные размеры бумаги откровенно не пострадал бы ни вид страницы в целом, ни удобство чтения. За основу построения макета я взял одну из «канонических схем» построения сетки, известной ещё со средних веков :) Именно за основу, потому что её предсказуемо нужно было корректировать, учитывая действительность и обстоятельства. В частности, учесть размер поля в корешок — чтобы макет подошёл и для прошитых блоков, и для крепления станиц на клей, поскольку изначально не было ясности, какой вариант будет реализован. (Шитьё дороже клея, но долговечнее и надёжнее, но дороже, а клей дешевле…) Учитывать толщину готовой книги — чтобы в раскрытом виде её было удобно читать, даже если бы был реализован клеевой метод крепления листов, чтобы поля у корешка были достаточны, чтобы текст был хорошо виден, чтобы книгу не нужно было «разламывать» для чтения. Большой объём текста влиял на количество страниц. Чем больше страниц, тем дороже печать, что очевидно — больше расход бумаги и краски, выше стоимость тиража. Плюс к этому, учитывать, что не каждая типография может обеспечить печать книги такого объёма (около тысячи страниц) одним томом, так что уменьшение количества страниц играло очень важную роль. И значит, нужно было просчитать и построить макет так, чтобы без заметного ухудшения удобства чтения свести количество страниц к минимально возможному. В конце концов и это у меня получилось — в финальном варианте межстрочное расстояние хоть и меньше, чем хотелось бы, но достаточное, чтобы строки не сливались, и при том, что количество строк на странице больше, чем рекомендуемое, но всё-таки страница не выглядит чрезмерно перегруженной и забитой буквами под завязку, при этом поля на странице не представляют собой пятимиллиметровые полоски, а выглядят именно пристойно. Всё это обеспечивает именно макет — размеры полей, размер шрифта, межстрочное расстояние, количество строк на странице.

(c) Михаил Быковский


≪≪≪ ИСТОЧНИКИ И ПРИЧАЛЫ